Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: «Жертвы политических репрессий забвению не подлежат. Путем насилия и жестокости человечеству невозможно навязать ни процветание, ни прогресс». (Из выступления на открытии Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР», с. Акмол, Целиноградский р-н, Акмолинская область, 31 мая 2007 года).
2007 год — особенный для Казахстана и всего постсоветского пространства. Это — год 90-летия Октябрьской революции и 70-летия ее чудовищного порождения — начала массового политического террора, унесшего сотни тысяч жизней ни в чем не виновных людей. На протяжении 10 лет в Казахстане ежегодно открыто отмечают 31 мая День памяти жертв политических репрессий. К этой дате было приурочено открытие мемориально-музейного комплекса жертв политических репрессий «АЛЖИР» в селе Акмол (бывшее село Малиновка) под Астаной. Поэтому мемориал не только дань уважения памяти о тех, кто пострадал от тоталитарного режима, но и назидание потомкам.
«Для Казахстана эта дата имеет особый смысл», — отметил в своем выступлении Нурсултан Абишевич Назарбаев. Волею судьбы Казахстан стал приютом для миллионов депортированных человек разных национальностей, местом ссылки десяток тысяч невинных людей. И миролюбивый казахский народ душевным теплом сумел обогреть обездоленных и помог им выстоять и выжить в трудные времена. — Мы должны сказать всем, кто погиб и кто выжил в те страшные годы: ваши жертвы были не напрасны. Вы передали будущим поколениям казахстанцев иммунитет к вирусу насилия и экстремизма. Вы открыли перед нами исторические перспективы, которые мы обязательно реализуем».
Во время короткой церемонии открытия мемориала выступили гости из России, сын и дочь репрессированных Людмила Ольховая и Григорий Острин. Затем во главе с Президентом первая группа первых посетителей проходит сквозь «Арку скорби», которой открывается мемориал. Осмотрев комплекс, Нурсултан Абишевич и сопровождающие его лица возложили цветы к Стене Памяти с именами 7620 погибших здесь человек. Скорбная минута молчания возвратила память «о тех, кто уже не придет никогда», память, которая будет жить вечно.
Октябрьская социалистическая революция 1917 года вместо долгожданного освобождения народа положила начало гигантским невиданным репрессиям. Миллионы людей исчезли, как тени, в огне террора тоталитарного режима, растянувшегося на десятки лет. Все достижения огромной страны — СССР — были оплачены страшной ценой — миллионами человеческих жизней, погасших в мирное время. «Страна за колючей проволокой», «страна за железным занавесом» — так во всем цивилизованном мире называли СССР. К сожалению, во многом это оказалось правдой. Концентрационные лагеря начали возникать уже в первые годы советской власти.
25 апреля 1930 года было организовано Управление лагерей ОГПУ (УЛАГ), менее чем через год получившее статус Главного Управления (ГУЛАГ), которое курировало все вновь созданные лагеря. Самоокупаемость и перевоспитание — вот два основных принципа их существования. Фактически о перевоспитании речь уже не шла, ведь лагеря поглотили самых лучших, самых талантливых людей, бесконечно преданных существующему строю. В лагерях они становились покорными рабами, и только надежда на то, что ошибка будет исправлена и справедливость восторжествует, помогла им выжить.
В Казахстане исправительно-трудовой лагерь был образован Постановлением Совнаркома от 13 мая 1930 года. А чуть позже первое отделение КазИТЛАГа было преобразовано в Карагандинский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ или КарЛАГ с административным центром в Долинке (в пятидесяти километрах от Караганды). Акмолинское спецотделение КарЛАГа НКВД было образовано на базе так называемой «26-ой точки», поселка трудпоселений на основании приказа НКВД от 3 декабря 1937 года.
Генеральный директор ОАО «Акмола-Феникс» Иван Иванович Шарф — потомок немецких переселенцев. Годы репрессий коснулись его в полной мере: расстрелянный отец, умершая на лесоповале мать, ссылка, жизнь в доме-интернате. Только любовь и забота местных жителей казахов помогли ему выстоять в трудные годы. Возглавив крупнейшее в Казахстане птицеводческое объединение, Иван Иванович Шарф многое сделал для родного села Малиновки (ныне Акмол), а главное, по его инициативе еще в конце 80-х годов на месте лагеря «АЛЖИР» был организован Музей под открытым небом — один из первых памятников жертвам политических репрессий.
У истории села Акмол горькие истоки. Основано оно в 30-ые годы прошлого века. В 1931 году в Казахстан не по своей воле приехали спецпереселенцы из Саратовской области. Они основали десятки трудовых поселков, один из них под номером 26 — здесь в Целиноградском районе Акмолинской области. «26 точка «АЛЖИР» — так называли это место долгие годы существования спецлагеря для жен изменников родины. Только в 1976 году решением Президиума Верховного Совета КазССР ему было дано красивое и звучное название Малиновка. А с 2007 года оно носит название Акмол.
Сегодня Акмол стал гораздо ближе к Астане, ведь столица стремительно расширяет свои границы. Ближе и понятней стала нам и история лагеря «АЛЖИР», благодаря энтузиазму тех, кто кропотливо собирал материалы для одного из первых в стране Музеев памяти репрессированных. Был собран богатый архив: фотографии, переписка, вещи бывших узниц «АЛЖИРа», видеокассеты с их воспоминаниями. А начало всему было положено в 1989 году, когда 18 октября в центре поселка был установлен первый памятник — алая расколотая звезда, опоясанная колючей проволокой. По замыслу архитектора Н. Юрашевича она символизирует разорванную человеческую душу.
Тогда же, 10 лет назад Иван Иванович Шарф принял решение об организации музея, посвященного истории лагеря АЛЖИР. Он вызвал к себе Раису Жаксыбаеву, воспитательницу детского сада и велел принимать новые обязанности. Генеральный директор не ошибся в выборе. Раиса Рамазановна 10 лет отдала АЛЖИРУ и сумела собрать материал, который лег в основу многих экспозиций нового мемориально-музейного комплекса. А сама она руководит теперь там экспозиционно-выставочным отделом.
Сакен Нарынов, архитектор, г. Алматы: «Для архитектора, художника нет понятия значимый или незначимый проект, но работа над образно-идейной композицией мемориального комплекса «АЛЖИР» явилась огромной честью и ответственностью для меня». Сакен Нарынов, известный в Казахстане архитектор, работающий в оригинальной, только ему присущей манере. В предельно короткие сроки он создал идейно-художественную концепцию мемориально-музейного комплекса «АЛЖИР», который осенью этого года был отмечен в Алматы Хрустальной Пирамидой в номинации «Осуществленный проект».
"Давайте склоним головы перед памятью тех, кто отдал свои жизни за будущую независимость нашей страны и свободу народа. Пусть живут в веках и в сердцах народа их неувядаемый дух и высокие цели!». Н. Назарбаев. Казахстан уверенно идет по пути социальных, экономических, политических реформ, стержнем которых являются демократические преобразования общества. Открытость, толерантность, культура мира — отличительные признаки нашего государства в контексте мирового сообщества. Обращение к трагическим страницам нашей истории, уважение к памяти ушедших поколений — закономерность, а не дань политической моде. Не случайно именно в Казахстане активно создаются книги памяти жертвам тоталитаризма (они есть уже во всех областях), открываются мемориалы, памятные стелы, музеи.
Мы жнем камыш, как жнут хлеба в июле.
Кругом снопы и солнечная тишь.
Но берега в сугробах утонули.
Мы жнем камыш.
Звенят серпы над хрупкими стеблями.
Слова простые редки и скупы.
Зима и солнце в заговоре с ними.
Звенят серпы.
Пушистый снег пока нам греет плечи,
Как лучший мех.
Так пусть летит к нам весело навстречу
Пушистый снег.
Мы будем жить. Растают льды в апреле.
Весна, ликуя, встанет у межи.
В глаза беды бесстрашно мы смотрели.
Мы будем жить.
Пусть край суров, но небо примеряет
Все лучшие шелка невиданных цветов.
Нас каждый новый день надеждою встречает.
Пусть край суров.
И тут поют, кружась над степью, птицы
И гнезда в камышах весною также вьют.
Они еще не раз над нами будут виться,
Не раз споют.
Пока ветра лениво прикорнули
У дальних крыш.
Мы жнем камыш, как жнут хлеба в июле.
Мы жнем камыш.
Софья Солунова, 1939 год
Идея обсуждалась с группой известных казахстанских архитекторов. В результате был дан зеленый свет творческому и художественному замыслу алматинца Сакена Нарынова. В основе его концепции лежит сочетание образов закрытого и открытого пространств, а доминантой является свет в атриуме основного здания, «божественный» свет — по замыслу Сакена Жомартовича. Свет и тень, как грани добра и зла, свободы и насилия, истины и чудовищной лжи, отчаяния и надежды. Об этом они не забывают упомянуть в «Книге отзывов».
26 февраля 2007 года акимат города Астаны (постановление № 27/173 п.) принимает решение о создании ГККП «Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». В предельно сжатые сроки предстояло выполнить огромный объем работы и 31 мая с участием Президента РК провести его открытие. Ответственность за исполнение данного постановления была возложена на заместителя акима г. Астаны Ермека Аманшаева. С этого момента он дневал и ночевал на этом объекте. Впрочем, и аким Акмолинской области Мажит Есенбаев, и аким г. Астаны Аскар Мамин, и начальник столичного департамента культуры Абдрахманов регулярно посещали строительную площадку, оказывали необходимую организационную и материальную поддержку.
Взяв за основу идею Сакена Нарынова, архитектор, директор проектной компании «Орта» Серик Рустамбеков в содружестве с художниками, скульпторами, оформителями, а главное строителями (Аскар Нурмагамбетов, Ермек Искаков, Кадыр Инкаров), приступили к реализации проекта. Возглавил строительство Ерик Султанов, зам. акима г. Астаны. Первый колышек забили в марте этого года. Сотни людей днем и ночью работали на стройплощадке и практически уложились в срок.
31 мая 2007 года результаты их труда увидели первые посетители — участники церемонии открытия мемориала.
Открывается мемориал «Аркой Скорби» высотой 18 метров. Она символизирует вход в священную землю, где происходит встреча двух миров — живых и мертвых. Проходя под аркой, нужно пройти, склонив голову в знак почтения. Это — место встречи прошлого и настоящего, настоящего и будущего. В непогоду в конструкциях арки слышатся вздохи и шум ветра — словно голос времени, голос истории. Впечатление незабываемое. Арка состоит из купола и вуали, выполненных из нержавеющего материала.
В то же время «Арка Скорби» символизирует женщину-мать, скорбящую о детях, погибших в годы репрессий.
Априза Хусаинова, почетный член Международной Академии психологических наук РФ, директор ГККП «Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР»: «Нет настоящего без прошлого. Все, что мы делаем сегодня, нужно для будущих поколений». Априза Хусаиновна Хусаинова — прекрасный организатор и творческий человек. Именно поэтому она всегда в авангарде. Обком комсомола, управление культуры, руководство столичным Парком культуры и отдыха, директор русского театра драмы им. Горького, основатель фольклорно-этнографического праздника «Қымызмұрындық», который проводится уже 16 лет подряд, и автор других общественных инициатив. Априза Хусаинова отмечена государственными наградами и награждена Почетной Грамотой Президента РК.
Параллельно со строительством музея шла интенсивная работа по созданию идейно-теоретического обоснования его экспозиции, подбору документальных источников, фотографий, вещевых экспонатов, подготовке научно-вспомогательного материала. Для эффективного проведения этой кропотливой работы был создан Научный Совет Музея. В его работе приняли активное участие историки, исследователи, общественные деятели, писатели, журналисты: Мырзатай Жолдаспеков, директор Президентского Центра культуры РК Серик Нигимов, профессор ЕНУ им. Л. Гумилёва, Владимир Гринев, председатель Ассоциации жертв незаконных репрессий, Салман Героев (общество «Вайнах»), руководители других национально-культурных центров, Алдан Смайыл, Нургожа Ораз, Амантай Какен, Рымгали Нургали, Жумагуль Саухат и другие. Возглавил Научный Совет заместитель акима г. Астаны Ермек Аманшаев.
Директор нового «Музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР» Априза Хусаинова выступила с обращением в прессе, в котором просила всех казахстанцев и жителей других государств оказать помощь в сборе любых сведений, материалов, экспонатов об истории и жертвах политических репрессий в Казахстане. Большую помощь в этой нелегкой работе оказали Музей Сакена Сейфуллина, Президентский Центр культуры, Музей Ахмета Байтурсынова, Министерство культуры и информации, библиотеки, архивы РК и стран СНГ, частные лица. Важное значение имела передача материалов об истории лагеря «АЛЖИР» из местного музея села Акмол (бывшая Малиновка).
Экспозиция Музейно-мемориального комплекса «АЛЖИР» — это рассказ о массовых политических репрессиях на территории Казахстана. Но уникальность нашей страны в том, что здесь отбывали наказание или погибли не только представители коренной национальности, но и десятков других народов бывшего СССР. Поэтому — «АЛЖИР» — это горькая страница нашей общей истории, «АЛЖИР» — наша общая память и боль. Как всегда, миролюбивый и толерантный Казахстан первым взрастил Цветок Памяти и показал этим пример другим народам и государствам. В основе идейно-исторической концепции музея — не только память, но и прощение, без которого невозможны мир и счастье будущих поколений.
Рост сопротивления народных масс особенно ярко проявился в национально-освободительном, антиколониальном восстании 1916 года. Оно охватило всю территорию Казахстана. Вооруженная борьба с карателями длилась несколько месяцев, особенно продолжительным и организованным восстание было в Тургайской области. Во главе повстанцев стоял народный батыр Амангельды Иманов. Казахский народ боролся за свободу, против царизма, против грабительской войны, за землю, за национальное равноправие.
В первой половине 20 века на многострадальной казахской земле развернулась чудовищная трагедия по своей жестокости и масштабам. Советская власть, казалось бы, призванная установить мир, справедливость и равенство, добро и свет, принесла народу огромные страдания. Тоталитарный режим искалечил судьбы миллионов людей. Трагедия состояла в том, что многие из уничтоженных репрессиями или пострадавшие от них участвовали в борьбе против царизма, были лидерами национально-освободительного движения, боролись за советскую власть, активно строили новое социалистическое общество. Среди них: Адилбек Майкутов, Токаш Бокин и другие.
Мурат Ауэзов, Президент «Фонда Мухтара Ауэзова», г. Алматы: «Не быть убитым, не означает не быть униженным. Для тех, кто пострадал от террора, нужны особые памятники, возвращающие жертвам чувство собственного достоинства. Это должно быть возвышенно, красиво. Лучший стиль — «Элегия». Мурат Мухтарович Ауэзов, сын известного писателя Мухтара Ауэзова. Возглавляет фонд его имени. Занимается, кроме того, историко-культурологическими исследованиями идей, близких его знаменитому отцу. Одна из наиболее интересующих исследователя тем — «Ренессансные» люди партии «Алаш».
6 января 1938 года в Акмолинский лагерь прибыла первая партия женщин с детьми от одного до трех лет. Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение двух месяцев заключенные начали поступать непрерывным этапом. Женщин привозили в АЛЖИР со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Средней Азии. Мест для женщин-заключенных не хватало. И вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, жару и дождь, устанавливали в них нары. Вместо матрацев бросали на деревянный настил солому.
В «АЛЖИРе» отбывали наказание женщины, имена которых широко известны на всем постсоветском пространстве: певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова, женщины из семьи расстрелянного маршала М. Тухачевского, жена писателя Бориса Пильняка Кира Андроникашвили, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой. Известные или неизвестные — они все пострадали безвинно и заслуживают того, чтобы о них помнили. Об одном дне жизни «АЛЖИРа» дает полное представление масштабная диорама музея. Фигурки узниц, вооруженный конвой, лающие собаки, вокруг бескрайняя степь с блюдцами озер, а над всем этим голубое небо Казахстана.
Надо мной раскаленный шатер Казахстана,
Бесконечная степь колосится вдали,
Но куда ни пойду я — тебя не застану,
Рассказать о тебе не хотят ковыли.
Вырываю часами бурьян и осоку,
Чтобы колос пшеницы налился зерном,
Облака проплывают дорогой высокой,
Только нам улететь не придется вдвоем.
Только нам, мой любимый, дороги заказаны,
Даже ветер, и тот не приносит покой.
Я иду по степи без тебя, синеглазый мой,
Крепко сердце сжимая горячей рукой.
Я иду по степи. Здесь ни речки, ни бора,
Но и здесь своей Родины воздух я пью.
Я о воле с травою веду разговоры,
Ковылям о тебе и о детях пою.
Нам не верит страна. Ни единый прохожий
Нам навстречу ответной улыбки не шлет.
Нам не верит страна! Что же делать, мой любый!
Как же ей доказать, что мы сердцем чисты?
Я иду по степи, ветер жжет мои губы.
Непривычно и пряно здесь пахнут цветы.
Так сожми ж, как и я, свое сердце руками,
И глаза, проходя, осуши на ветру.
Чем сильнее сбираются тучи над нами,
Тем быстрее их ветер разгонит к утру.
Выше голову, милый! Я ждать не устану.
Моя совесть чиста, хоть одежда в пыли.
Надо мной — раскаленный шатер Казахстана,
Бесконечная степь колосится вдали.
Я иду по степи, колосится пшеница,
Белокрылая чайка куда-то спешит,
Мы с тобою отныне бескрылые птицы,
А птенца далеко унесли в камыши.
Софья Солунова, узница «АЛЖИРа»
Нет в мире горя страшнее, чем горе матери, которую лишают своих детей. Практически все «АЛЖИРки» прошли через это. У арестованных женщин отбирали детей и направляли младенцев от 1 до 3 лет в ясли и детдома Наркомздрава, детей от 3 до 15 лет — в детские дома Наркомпроса, а подростков с 15 лет могли признать «социально-опасными» и подвергнуть репрессиям или поместить в спецучреждения. В экспозиции музея представлены фотодокументы, письма детей — пронзительные свидетельства страшных лет.
С момента своего открытия «Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» уже посетили десятки, сотни человек. Целыми группами приезжают школьники, студенты, общественные, политические деятели нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья, послы иностранных государств, ученые, писатели, журналисты, потомки репрессированных. Они приносят цветы и оставляют записи в Книге отзывов. Испания, США, Германия, Канада, Россия, Украина, Польша — вот география этих отзывов.
Мемориал «АЛЖИР» уже получил признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Об этом свидетельствует ряд престижных наград, полученных осенью 2007 года. В Алматы авторскому коллективу в составе архитекторов Сакена Нарынова, Серика Рустамбекова и Конысбая Нурбекулы был присужден Гран-при и вручена «Хрустальная Пирамида» Общественной премии объединения строителей за «Осуществленный проект». В Москве на традиционной выставке, проводимой Международной Ассоциацией Союзов архитекторов, мемориал «АЛЖИР» также получил Гран-при и Золотую медаль в номинации «Лучшая постройка года в СНГ». Кроме того, Союз архитекторов Таджикистана также удостоил проект мемориала Золотой медали.
© Автор: Лидия Тришечкина. Фото, дизайн, верстка издания: Данил Конищев. Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Республика Казахстан, Акмолинская область, Целиноградский р-н, село Акмол (бывшее село Малиновка). 2008 год.
При подготовке издания использованы материалы из следующих источников: Книга «Казахстанский «АЛЖИР», Г. Степанова-Ключникова, Астана, 2003 г., книга «Эхо массовых политических репрессий. Судьбы людские», Астана, 2005 г., книга «Малиновские вехи», Астана, 2003 г., архивы «Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий «АЛЖИР», газета «Акмолинская правда», республиканский научно-методический журнал «Жаcstar». В альбоме использованы фотографии из личного архива Владимира Бахмутского (строительство музея, стр. 33-34).